+7 (391) 292-55-30 alta-mira@mail.ru

Страницы истории

Вернуться к разделу.

"История освоения земли Манской"


Глава I.

 

Долгое время считалось, что до русских первопроходцев сибирская тайга была дикой и жили в ее лесах извечно местные татары. Однако название сибирских рек и селений столь разноязычны, что невольно возникает вопрос: "А кто они сибиряки: где сложилась их культура, откуда они принесли "свой язык и назвали им сибирские реки?"

 

Наиболее уверенные ответы на эти вопросы сегодня дают науки: археология,  лингвисты, историография. Эти науки позволяют с наибольшей уверенностью полагать, что не всякое место на Земле может родить народ. Также как не во всяком месте растет кедрач и не повсюду живет зверь, как не в любой воде водится рыба и не везде вьют гнезда птицы.

 

Так и человек, хотя и может жить везде, но для того, чтобы родился народ, нужна творческая сила Земли, которая чудным образом передается всему живому через удивительный и современный минерал, через воду.

 

В Саянской земле есть такие места, в которых неповторимо сочетаются живые силы земли и огромные запасы первородной чистейшей воды. Эти животворящие места и стали полюсами рождения народов Сибири. Их три полюса Присаянье, в которых тысячелетиями рождались народы. Они находятся в истоках Ангары у Байкала, в Енисейской котловине и в Саянском белогорье. И дух народов каждого из трех полюсов носит свое единственное свойство

характера.

 

Поэтому их судьбы так не похожи. Но история каждого из них оставила свой след на Манской земле, определила ее судьбу и ее ценности. Самой яркой историей народотворческого полюса земли возобладала земля Енисейской котловины. Она стала источником многих сибирских народов в те далекие палеовремена. Она насыщена памятниками древнейших культур. Наиболее блистательная среди них была культура Тагарская, рожденная 2800 лет назад от предшествующей ей Карасукской культуры долгожительницы.

 

Былое могущество Тагарской культуры сохранилось в образе грандиозных курганов, усыпавших всю Енисейскую котловину. (Настроительство одного такого кургана требовалось 5-10 тыс.чел.) Создатели тагарской культуры были последними палеосибиряками. Они были европейского вида люди: высокие, светловолосые, голубоглазые. Тагарское общество просуществовало 800 лет и, когда оно пришло в упадок, 2000 лет назад его сокрушили гунны. До нашествия гуннов тагарское общество отразило многие нашествия китайских и монгольских кочевников. Однако нашествие динлинов тагарцы поглотили и растворили в себе. Динлины - это древнее племя, пришедшее из недр Китая на Прибайкалье. Динлины затопили всю присаянскую равнину, прошли Канские лесостепи и на Енисее встретились с дряхлеющим тагарским государством. Встреча была драматичной, и тагарцы были побеждены. Но победители полностью растворились в тагарской культуре, лишь оставив ей свое имя.

 

И, когда сверепые гунны хлынули в енисейскую котловину, там они нашли рыжебородых, голубоглазых динлинов. Рыжебородые дин-лины тогда под ударами гуннов бежали вниз по Енисею. В кепеском эпосе сохранилось это событие. Однако живая культура палеосибиряков не исчезла. Она оказалась настолько сильна, что ее осколки сохранились до наших дней. И ее наследником сегодня стал реликтовый сибирский народ - кеты. Язык кетов не вписывается ни в одну языковую группу. Это язык палеосибиряков, дошедший до нас со времен каменного века. Можно слышать его и в названиях манских притоков: Жержул, Кержул.

 

После того, как гунны изгнали дин-линов, понадобилось еще 400 лет, чтобы в енисейской котловине образовался народ - кыргызы. Облик кыргызов был уже монголоидным. Могущественное кыргызское царство провело всю свою шестисотлетнюю историю в войнах с соседями, пока оно не развалилось под ударами Чингисхана в конце XII начале XIII веков. Чингисхан, в своем нашествии перетусовал многочисленные народы. Князья кыргызского царства были тогда оттеснены севернее, в красноярские лесостепи. К этому времени относятся некоторые, кыргызского происхождения, археологические находки на берегах Маны. На руинах кыргызского царства образовался многоплеменной народ - Енисейские кыргызы, которые за

несколько столетий сформировали новый народ - хакасы.

 

Имя хакасы было искусственно позаимствовано от имени когда-то покоренного гуннами, а затем пришедшего с ними племени хягасе.

 

Русские пришли в Енисейскую котловину в 17 веке во времена владычества енисейских кыргызов, постепенно подавляя с севера их сопротивление. В наше время полюс события на Алтае в 526 году, когда восставший против своих угнетателей Жуженей, народ тюркюс с воинственным криком и победной эйфорией хлынули на просторы Сибири, их язык затопил тюркским морем необъятные земли от Китая до Днепра. Тогда в прибое тюркоязычного моря появились названия и на Манской земле: Кажелак, Сергулак.

 

Владычество тюркоязычных со времен нашествия Чингизхана до прихода русских сильно  изменило первоначальные самодийские и котские названия Манской земли на тюркское звучание. Уже более трехсот лет на Манской земле звучит русская речь.

 

Современные русские названия уверенно вписались в летопись Манской земли, так же как имя Баджей домонголького героя тюркского эпоса. Сейчас Баджей вписался неоновыми огнями в

панораму Красноярска.

 

И трудно оспаривать кто в Сибири более коренной.

 

Многие народы взрастили многие культуры. Если главную ценность Минусинской котловины человек всегда использовал для земледелия, то главное богатство Канской лесостепи - веками

отвоевывались кочевыми народами друг у друга. Веками Канская лесостепь была населена животноводами. Саянское белогорье веками населяли оленеводы-кочевники.

 

С юго-запада на непоколебимую равнину Канской лесостепи надвинулись Саяны. Равнина устояла перед натиском гор. Лишь от давления Саян ее поверхность собрана в гармошку из увалов и

впадин. Другая великая земля - Манское белогорье, рождала народы уже не столь воинствующие, как народы Енисейской котловины. Но сказано: "Кроткий - унаследует землю". Видимо

поэтому удачнее сложилась судьба древних саянских народов. Они не шли завоевывать мечом и огнем соседние народы. И в то время, когда дым пожаров древних городов скрыл солнце, а кровь

павших в битвах залила енисейские, красноярские и каннские лесостепи, в Манском белогорье шла другая, мирная жизнь, там одомашнивали дикого оленя.

 

Домашний олень - это главное достижение саянских народов. Они дали миру домашнего оленя. Они с миром прошли тысячелетия от Саян до Европы. Саянская земля стала прародиной финноугорских народов. Их язык дожил до наших дней в названиях рек: Корба, Ирба, Лейба, Тонойба, и , когда эстонцы прибыли на Манскую землю, то они с удивлением нашли некоторое созвучие названий местных речек с их рожным языком. Они вернулись в Саяны через тысячелетия, на землю из которой еще в карасульское время вышел их пра-пранарод.

 

Притоки Маны среднего течения напоминают о древнейшей жизни времен приимущественного обитания в Саянах пра-пра-народов финоугорцев. Это реки, названия которых с окончанием на "ба" (Колба, Леба) и звучным "р" в корне Минер(ба), Симер(ба), Ирбай (Ирба), Нарва (было очевидно (нарба). А вот нашествие гуннов на тагарцев отразилось в названии притоков с окончанием 2ул"; Ангул, Кержул, Жержул ставших руслами многочисленных чистых речек. А на самой границе древнего столкновения материковой равнины и саянского нашествия недр вздыбилась гряда скальной стены, подмяв под себя край равнины. У поджножья стены, пересекая ее в проломье, протекала река Мана.

 

Со временем стена осыпалась, обросла лесом и превратилась в длинную череду крутых сопок. Так образовалась живописная граница между великими землями, между Красноярско-Канской

лесостепью и Саянской тайгой.

Так Мана стала местом слияния различных культур: степных кочевников-воинов и горных кочевников-охотников.

Мана стала тысячелетним прибежищем гонимых скитальцев. Ее берега принимали век от века человеческие страдания. Вода умиротворяла метущиеся и рыдающие души людей. Манская

земля могла это сделать - принести успокоение, потому что она сама выстрадала за милиарды лет боль подземных бурь и смятений. Она всегда была местом культурного поклонения

многочисленных народов Присаянья.

 

Глава II.

 

Манский район, центр с. Шалинское, расположен в 70-150 км к юго-востоку от Красноярска. На севере пересечен Транссибирской и Южно-Сибирской железной дорогой, магистралями и Московским трактом. Пригородный район. Территория 5976 кв. км, население 21,0 тысяча человек. В составе 11 сельских советов и 46 сельских поселений.

 

Заселение территории русскими началось со 2-й половины 18 века, когда правительство в принудительном порядке стало заселять зону Московско-Сибирского тракта ссыльными и переведенцами. В 1893 образовалась Шалинская волость.

 

Манский район с райцентром Шалинское (образовано в 1782 г.). В истории этого старинного сибирского села отразились многие важные события общерусской истории нашего села, возникновение которого относится к периоду царствования императрицы Екатерины II (1762-1796). В момент возникновения Шало Красноярску исполнилось уже 154 года, однако, он в то время по числу дворов в три раза уступал с. Шалинскому сегодняшних дней, число дворов в котором по данным Шалинского сельского Совета на первое января 1970 года составляло 1.112.

 

Согласно одному из вопросов анкеты относительно численности населения города и уезда, в разработке которой принимал участие и М. В. Ломоносов, красноярский воевода в конце 1761,

начале 1762 года ответил:  "...В том числе из 6430 душ в городе - 989 душ, а протчие – в уезде..."

При этом учитывались лишь два лица мужского пола из налоговых соображений согласно Указа Петра I.

 

На первый взгляд, кажется парадоксом, что близлежащее пригородное село моложе Красноярска на полтора века. Тем не менее это так, поскольку это обусловлено особенностями заселения и хозяйственного освоения русскими Приенисейского края.

 

Дело в том, что русские заселяли Сибирь с северо-запада на юго-восток. До возникновения Красноярска основной поток русских проходил севернее, через Енисейск, затем по Ангаре на

Байкал и далее на восток. С одной стороны и вольных переселенцев, и государство, которое посылало казаков с воеводами, привлекало "мягкое золото", т. е. пушнина, в то время главное богатство Сибири. С другой стороны Южная Сибирь контролировалась военно-феодальными государствами алтын-ханов (Севеная Монголия) и черных калмыков (Северный Казахстан), которые всячески препятствовали проникновению русских в эти более благоприятные к природно-климатическим условиям районы.

 

В бассейне Енисея русским почти столетие пришлось воевать с енисейскими киргизами (предки современных хакасов), за спинами которых стояли монгольские и калмыцкие цишки (воины). Поэтому Красноярск до начала XVIII века был, в первую очередь, военным форпостом (крепостью), а южная граница русского населения проходила по Енисею лишь до устья Маны.

 

Южнее этого рубежа, в т. ч. в Хакасско-Минусинской котловине: русские села и деревеньки стали появляться с двадцатых годов XVIII века. Одновременно понемногу стала заселяться и

притрактовая полоса Московско-Сибирского тракта на участке Ачинск-Красноярск-Канск. Енисей и тракт были главными путями, идя которыми русские осваивали территорию тогдашнего

Красноярья.

 

Переселенцы в первую очередь, естественно, занимали открытые, пригодные для хлебопашества и разведения скота районы в лесостепной и степной зонах. Подтаежные районы юга Красноярья

еще не привлекали их внимания. При этом следует отметить, что от юг края, в первую очередь, осваивали жители Красноярска, а также прилежащих сел и деревень, а жители Енисейского уезда

(район севернее Казачинского порога) продолжали освоение притока среднего Енисея и Ангары.

 

Положение изменилось со второй половины XVIII века, когда правительство стало принудительно перемещать енисейцев в зону Московско-Сибирского тракта в связи с окончательным

устройством этой "осьмой государевой дороги" - самой длинной сухопутной дороги в мире. Так енисейские "переведенцы", как назывались назначенные к переселению крестьянскими и посадскими общинами жители Енисейского уезда, оказались основателями многих селений в зоне, тяготеющей к тракту. При этом основными направлениями для заселений выступали пеки, в том числе и Есауловка, начиная с ее низовья.

 

В нижнем и среднем течении Есауловки и по ее притокам первые деревеньки были зафиксированы в 1762 году, когда проводилась очередная (третья) перепись трудового населения России. Это деревни Бархатово, Юдино, Киндяково, Кускун.

 

В хранящихся в государственном архиве Красноярского края (ГАКК) переписных книгах (фонд 160, опись 2, дело 2, лист 99) четвертой ревизии, которая проводилась в 1782 году, недалеко

от места впадения в Есауловку речушку "Шала" отмечен двор 56-летнего мещанина Федора Ивановича Анциферова, в котором проживала 9 душ мужского пола. Из низ шестеро родились уже после третьей ревизии, то есть они были моложе 19 лет и поэтому были внесены в списки налогоплательщиков впервые. Эта первое документальное упоминание о нынешнем Шалинском.

 

Федор Анциферов назван "коренным", то есть потомственным мещанином (так с 1775 года называли лиц, занимающихся торгово-ремесленной деятельностью и обязанных жить в городах).

Это обстоятельство позволяет предположить, что он вместе со своей семьей вышел из одной из вышеназванных деревень, находящихся на реке Есауловка, самой крупной из которых была

деревня Кускун. Отсюда можно сделать вывод, что Шало возникло обычным для того времени путем, когда около отдаленных от населений пашен и сенокосов ставились заимки (жилье и

хозяйственные постройки для сезонных работ), куда со временем хозяин вместе со своей семьей переезжал на постоянное жительство.

 

Фамилия первожителя Шало (иногда в документах село называлось Шалинское) Анциферов практически не встречается среди старожильческих фамилий Красноярского уезда, но является

широко распространенной в Енисейском уезде. Это подтверждает данные других документов о том, что бассейн Есауловки и притрактовая зона заселялись выходцами из города Енисейска и

Енисейского уезда.

 

Анциферов Федор числился мещанином, в виду этого он должен был жить в городе, однако обосновался в глухом подтаежном углу тогдашнего Красноярского уезда. Это не было каким-то

исключением . В конце XVIII века покидали города и заселяли необжитые места для занятий земледелием, скотоводством, промыслами (охота, рыбная ловля) свыше 65 процентов всех мещан Приенисейского края, поскольку быть мещанином ранее - (посадским) было почетнее, чем крестьянином. Кроме того, этим обеспечивалась большая свобода в территориальных перемещениях и хозяйствеенной деятельности.

 

Поскольку речушка, в устье которой обосновался Анциферов, уже была известна жителям окрестных деревень как "Шала", то новая однодворка Анциферова стала называться не по фамилии первожителя, как обычно в то время происходило, а по названию этой речушки (гидрониму).

 

Долгое время Шало оставалось глухой небольшой деревушкой, так она лежала в стороне от сухопутных и водных путей сообщений. Так, по исповедной росписи составленной священником

Березовского прихода (1795 г) в ней было только два двора, в которых проживало 17 душ мужского пола и 9 душ женского пола, в том числе во втором дворе, принадлежащем сыну Федора Анциферова, Тихону проживало три души мужского пола и три души женского пола.

 

Значительный стимул своему развитию Шало получило во второй четверти XIX века, когда в ней, как и в некоторых соседних деревнях отвели земельные наделы казака Енисейского полка. Эти

казаки входили в две красноярские сотни по очереди несли при городе различные военно-полицейские (конвоирование) ссыльных, поимка беглых и прочие) и фискальные (налоговые) функции.

 

Переселенцев из других мест Сибири а также из России (так в то время называлась русскими европейская часть Российской империи) было еще мало, поэтому в "Списке населенных мест

Енисейской губернии" за 1859 год деревня Шало названа казачьей и насчитывала 98 дворов с числом жителей 429 душ мужского пола и 299 душ женского пола. Судя по явному преобладанию мужчин и отсутствию в деревне своей церкви, переселение казаков в деревню произошло в начале 50-х годов XIX века. Религиозные нужды жителей обслуживала скромная деревянная часовня. Позднее в Шало была выстроена церковь примерно в 1848 году Покровской церковью из Красноярска в Шало была передана икона Святой Параскевы и стало быть шалинская церковь должна была получить такое же название.

 

Дальнейший рост Шало осуществлялся как за счет Естественного прироста, так и за счет переселенцев бежавших в Сибирь из России, Украины от помещечьего гнета и

издевательств. Переход был мучительно тяжелым и порой затягивался более чем на год.

 

Так житель села Шалинского Кармалюк Т. Я., дед которого был переселенцем, выходцем из Полтавской губернии, в сове время рассказывал о том, как работникам молотившим у помещиков горох, вставляли в рот деревянную палочку и привязывали ее за концы вокруг головы, на манер конских удил, чтобы работники не могли во время работы жевать горох.

 

В XIX веке с. Шало входило в состав волости, центром которого одно время была Вознесенка, затем к 1893 году с. Шало само стало центром волости. В нем (на совр. ул. Ленина) была

выстроена "волость" (так в то время жители называли здание, в котором размещалось управление волостью). В этом здании состоялись торжества по поводу 100-летия победы над Наполеоном

в Отечественной войне 1812 года. Последние годы в этом здании была размещена школа, затем Дом пионеров. Сейчас это здание снесено, а на его месте расположен мемориал землякам-манцам, погибшим на фронтах ВОВ 1941-1945 годов.

 

В виду отсутствия организованной пожарной службы в шало были серьезные пожары во время одного из таких пожаров в Шало сгорело 42 дома.

 

В деревне царили бедность, нищета было много скопом проживающих в банях и брошенных избах бродяг, беглых ссыльных, в связи с чем имели место грабежи (следует помнить, что не все

ссыльные были политическими).

 

Имели место эпидемии, в том числе оспа, которые вызывали панику. На рубеже XIX-XX веков в Шало крупные по тем временам деревни начало применяться оспопрививание, однако население в силу невежества препятствовало ему и первым оспарям (специалист делавший прививку), вынужден был помогать староста, как глава местной власти того времени.

 

Свадебные обряды по современным понятиям были весьма своеобразны. Женихов, невест выбирали родители из своего села или из соседних. Право выбора молодым практически не

предоставлялось.

 

Глава III.

 

Сразу же после свершения Октябрьской Социалистической революции с фронтов первой мировой кровопролитной войны стали возвращаться солдаты. Они принесли в своем сознании

революционные идеи. Немало из них были непосредственными участниками революции. Советская власть начала свое героическое шествие по всей необъятной России, докатилась и до

таких глубинок как наша Манская земля. Был создан и начал вести свою работу союз пяти волостей. В него вошли Шалинская, Тертежская, Кияйская, Степнобаджейская волости. Избрали

руководящий орган, определили задачи.

 

Мировая война отрицательно сказалась на населении заманья. Не хватало хлеба, тем более семян. Трудности сложились потому что большинство мужчин было мобилизовано в армию. Некоторые крестьяне переселились в Сибирь. Перед самой войной из центральной России и Прибалтики, не успели окрепнуть, обзавестись скотом, лошадьми, обустроить хозяйство, распахать, довести до кондиции землю им была оказана посильная помощь. Крестьяне Шалинской, Тертежской волостей пошли навстречу заманцам. Однако не долго пришлось работать и действовать союзу, вскоре подняла голову контрреволюция, вспыхнуло восстание белогвардейцев, белочехов. И тут союз сыграл немалую роль, как организатор борьбы с буржуазией, белогвардейщиной. Проявили себя активными борцами за советы все члены

руководства союза. Союз действовал вплоть до апреля 1924 года. Его самоликвидировали после выборов в районный совет рабочих и крестьянских депутатов. Значение союза состояло еще в том, что он практически подготовил базу для создания района, проводил работу среди крестьян, в частности в период продразверстки и введения продналога. По инициативе союза во всех волостях были созданы кредитные товарищества, они оказали огромную помощь в снабжении товарами первой необходимости, хуторян и жителей деревень. Заключались контракты крестьянами на продажу продуктов земледелия и животноводства. Когда организовался Манский район в него вошли почти все волости союза, за исключением Первской. Она послужила основой для организации Партизанского района. Осенью 1918 года в заманье насчитывалось 250 членов партии и сочувствующих им. Наиболее крупной была Кирзинская ячейка, в которой состояло 50 человек. 1 декабря объявлено о восстановлении советской власти в Баджее.

 

Степно-Баджейская партизанская республика жила и боролась в жаркой схватке с врагом. Она просуществовала 7 месяцев и 8 дней, то есть до 14 июля 1819 года, но внесла огромный вклад в

укрепление установления советской власти в Сибири. Манский район известен в Сибири организацией партизанской борьбы против колчаковщины. Во второй половине 1918 года и начала 1919 из оставшейся группы Шалинской, Кияйской и Степно-Баджейской волостей был организован добровольческий партизанский отряд укомплектованный за счет за счет

добровольцев, которыми командовал А. Д. Кравченко.

Из воспоминаний А. Д. Кравченко: "Наш отряд состоял из 53 человек вооруженных берданками и незначительным количеством трехлинеек. Двинулись к Нарве. Небольшой карательный отряд, прибывший в Нарву бежал". Первые бои под Нарвой у речки Барзаначки и у деревни Тюлюп произошли 20-22 декабря 1918 года и окончились поражением белых отрядов (сейчас на этом месте установлен памятник, за которым ухаживают ученики Нарвинской средней школы).

 

Было захвачено оружие - два пулемета максим и кольт и несколько десятков винтовок. Прибыло первое подкрепление: 40 повстанцев из Эмбежа, и 12 человек из Кияя. Колчаковские

власти начали стягивать воинские отряды для разгрома заманья. Положение было такое, что белые могли , если не разгромить партизан, то по крайней мере запереть в тайге. Необходимо было расширять фронт, поэтому партизаны под командованием Кравченко объединившись с партизанами Канского уезда освобождали деревни и села этого уезда. В то время, когда заманцы воевали в Канском уезде на нарвинском фронте со стороны Камарчаги белые повели наступление на деревню Унгут с целью пробить дорогу на Нарву, но были разбиты. Но к 13 января белогвардейцы объединились (группы камарчагская и клюквенская) под командование генерал-майора Афанасьева и 14 января в восемь часов утра начались наступления на Нарву. Бой закончился полным поражением белых. Силы партизан росли с каждым днем. Было сформировано четыре полка пехоты, а Кравченко искал связи с красноярским комитетом партии большевиков и повстанцами других уездов. Из небольших восставших отрядов, образовалась целая повстанческая армия. Главнокомандующим был избран А. Д. Кравченко. Наряду с формированием и организацией армией проводилась работа по организации гражданских учреждений в тылу. Степно-Баджейская партизанская республика создана в марте 1919 года, объединяла близлежащие волости Канского уезда. Центром было село Степной Баджей. Сейчас в Степно-баджейской средней школе есть музей, посвященный партизанскому движению заманцев и есть памятник за которым ухаживают школьники.

 

Начавшееся в половине мая наступление колчаковских и иностранных войск под общим командованием генерала-лейтенанта Розанова представляло несоизмеримо большую силу (12 тысяч солдат и офицеров) в сравнении с нашей армией. Пратизаны были вынуждены отступать по всему фронту к реке Мане, 15 июня они оставили столицу Заманской республики Степной Баджей. Из .воспоминаний Кравченко А. Д.: "К ночи потянулись с фронта наши части, 15 июня в 4 часа утра главный штаб повстанческой армии покинул свою республику, просуществовавшую после падения советской власти в Сибири 7 месяцев и 8 дней". Партизаны ушли без единого выстрела - колчаковские войска вошли в Баджей на третий день, когда он был совершенно пуст. Вслед за армией из села ушли почти все жители. Каратели, войдя в Степно-Баджейскую волость осветили ее заревом поджаров. Все жители Заманья были угнаны по специальному приказу Колчака. В эти тяжелые дни все Заманье затянулось дымом и воздух наполнился запахом человеческой крови и горелого тела, а генерал Розанов в благодарность за усмирение получил от Колчака высокое назначение на Дальний восток. Армия А.Д. Кравченко соединились с армией П. Е. Щетинкина. Продолжала бои в том числе за освобождение города Белоцарска (ныне Кызыл), Минусинска и города Красноярска. После осовобождения города Кроасноярска заманские партизаны потянулись в родные места. Это шел 1920 год.

 

После Октябрьской революции, в период коллективизации сельского хозяйства и позднее широкое развитие получило кооперирование как в сельском хозяйстве так и в промышленности. Создавались колхозы на базе ранее действующих коммун и товариществ по совместной обработке земли, промколхозы, промартели.

 

Колхозы имели смешанное развитие: сеяли зерновые и технические культуры, развивали животноводство, промколхозы, кроме хлебопашества занимались лесозаготовками, добычей живицы, пушнины и другими видами промартели. Развивали лесохимию, деревообработку. Сельское хозяйство было развито слабо, товарное зерно не производилось. Начиная с 1930 годов получила большое развитие лесозаготовительная промышленность.

 

В годы Великой Отечественной войны более 8600 манцев ушли на фронт, 2640 из них не вернулись. В. И. Круглов и А.Г. Черняк были удостоены звания героя Советского Союза. В с. Шалинское погибшим манцам установлен мемориал с высеченными фамилиями. За которым ухаживают школьники Шалинской средней школы.

 

В 50-60 годах прошлого столетия 8 леспромхозов заготавливали более одного миллиона кубометров леса. Производством промышленной продукции в районе было занято 10 предприятий, среди них четыре леспромхоза, 2 лесхоза, ремонтно-механический, комбикормовый и молочный заводы.

 

Глава IV.

 

Население района на 1 января 2001 года составляло 20011 человек, трудовые ресурсы - 11,2 тыс. человек. Сегодня в районе работают 9 средних, 8 основных. Клубов 25, библиотек

22, больничных учреждений 3, фельдшерско-акушерских пунктов 21.

 

Район богат историческими памятниками:

- в Шалинском - братская могила 11 партизан, погибших в бою с белогвардейцами;

- на станции Камарчага - дом и могила с обелиском Героя Советского Союза А. Г. Черняка;

- в селе Нарва сохранился дом, в которм жил Герой Советсткого союза В. И. Круглов;

- в селе Сугристое обелиск на братской могиле партизан Н. Г. Якименка, Е. Ф. Игнатюка, Ф. О. Совпеля, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года;

- в селе Тертеж сохранилась братская могила мирных жителей Ф. Степанова и Ф. Кезерова, зарубленных колчаковцами.

Все вышеуказанные памятники находятся на государственной охране.

 

В поселке Выезжий Лог, где снимался фильм "Хозяин тайги" с участием Владимира Высоцкого на берегу реки Маны установлен памятный камень. Сохранился дом, в котором жил В. Высоцкий и В. Золотухин во время съемок. В поселке Нарва находится частный музей жизни и творчества В. Высоцкого. Ежегодно проводится краевой бардовский фестиваль (июль).